
Есть в Бахчисарае камни. Посмотришь - задумаешься. Человек - не человек высекал, как же получились такие? Вот люди сидят, застыли, большая семья. А рядом два камня высоких, на макушке как будто шапочки. И хотя все видят - камни, а называют как людей. Есть и на Каче камни, на людей похожие.
И вот что рассказывают о них.
Жила в деревне девушка, звали её Зюлейка. Хорошая девушка. Всем она взяла - и красотой, и сердцем добрым, и умом ясным. О хорошем незачем долго рассказывать, хорошее само умеет говорить, только увидеть надо.
О глазах можно сказать - хорошие были глаза. А какие хорошие? А вот какие: если на базаре на какого-нибудь мужчину посмотрит, то драка начинается. Каждый говорит: на меня посмотрела. Так дерутся, ни покупать, ни продавать нельзя. Зюлейка и на базар не ездила, боялась.
А что сказать о её губах... Кто видел вишню, когда она зреет, не тогда, когда уже тёмная, а когда только зреет, тот и видел губы Зюлейки.
А что сказать о её щеках... Идёт она по дороге, а куст шиповника цветёт, и закроется он весь, от зависти померкнет, чахнуть начинает.
А что сказать о ресницах... Если на ресницы пшеницу насыпать, а Зюлейка глаза поднимет, на голову зерна взлетят.
А косы у Зюлейки чёрные, мягкие, длинные. И вся Зюлейка высокая, тонкая, но крепкая, ноги легко её несли.
Жила Зюлейка с матерью, бедною вдовою. Никого у них не было - ни брата, ни дяди. Большая мастерица была Зюлейка, вместе с матерью холсты ткала, холсты длинные-предлинные: вдоль пойдёшь - устанешь и тонкие-тонкие: будешь лицо вытирать, будто лучом света прикоснёшься.
Много надо холста ткать, чтобы жить. Много надо белить полотна в речке. А воды где взять? Воды в Каче мало: день бежит, два дня не показывается. Зюлейка была хитрая девушка. Песню запоёт, вода остановится, тоже слушать хочет, как девушка ноет. А внизу все ругаются - воды нет.
А она поёт да белит, поёт да белит, а кончит - домой пойдёт. Воде стоять больше нечего, скорее побежит дальше, все ломает, ничто ее не удержит. Люди говорят - наводнение. Неправда, это Зюлейка песни кончила петь. Вся вода, что слушала её, заторопилась дальше по своей дороге. Хорошая девушка была Зюлейка, умелая, весёлая, певучая.
А жил в долине недалеко от Зюлейки грозный Топал-бей. Его мрачный замок стоял на скале, охраняли его свирепые стражи. Но ничем не был так страшен бей. как своими двумя сыновьями.
Когда родились они, бабушка, которая их принимала, застонала, пожалела мать:
- Что у тебя случилось, словами не рассказать! У тебя два мальчика родились. Радоваться надо, только ты плачь: у обоих сердца нет.
Мать засмеялась. Чтобы ее дети остались без сердца? А она зачем?
- Я возьму своё сердце, отдам по половинке. Материнское сердце не такое, как у всех, пополам на двоих хватит.
Так и сделала. Да ошиблась мать. Плохими росли дети, всегда ругались, спорили, за ножи хватались. Росли жадными, ленивыми, лукавыми. Кто больше всех дрался? Дети бея. Кто больше всех пакостил? Дети бея. А мать их баловала, самые лучшие шубы, самые лучшие шапки, самые лучшие сапоги на них надевала. Но они всегда были недовольны.
Подросли братья, бей послал их в кровавые набеги. Несколько лет гуляли они по далёким местам, домой не возвращались. Только караваны с награбленным добром к отцу посылали, отцовское сердце радовали.
Приехали, наконец, домой сыновья Топал-бея. Не только на руках, на сердце у них кровь запеклась. Научились страшным играм - в людей стрелять, пленных убивать. Затрепетало все кругом в страхе. Тёмными ночами рыскали братья по деревням, врывались в дома поселян, уносили с собой все дорогое, уводили девушек. И ни одна из них не выходила живой из замка Топал-бея.
Ехали братья с охоты через деревню Зюлейки, увидели ее, и решил каждый: моя будет.
- Молчи ты, кривоногий! - закричал один.
- Ну что ж, что кривоногий, - ответил второй, - зато я на два крика раньше тебя родился.
Разъярились братья, кинулись друг на друга. Да отошли вовремя. И сказал один другому: кто раньше схватит ее, того и будет.
Следили братья, как хищные звери, что каждый делает. И пошли оба в деревню девушки. Шли не так, как хороший человек идёт. Хороший человек идёт - поёт, пусть все люди о нем знают. А эти шли, как воры, тихо, ползли, чтоб никто не видел.
Пришли к хижине Зюлейки. Нет там мужчин, защищать девушку некому. Каждый свой дом смотрит, а у Зюлейки нет ни брата, ни дяди.
Слышит девушка, в окно лезут. Она мать крикнула, в дверь выбежала. Ей бы по деревне бежать, а она по дороге бежит, и мать за нею.
Наконец устала Зюлейка, говорит матери:
- Ой, ой, мама, боюсь. Нет спасения нам!
Мать ей говорит:
- Беги, девочка, беги. И не бойся, дитя!
Ещё дальше бежит, ноги совсем устали. Д братья близко, вот они уже за спиной, оба схватили разом, с двух сторон тянут, рвут к себе девушку. Закричала она:
- Не хочу быть в руках злого человека. Пусть лучше камнем на дороге лягу. И вам, проклятым, окаменеть за ваше зло.
Крепкое слово было у девушки, у чистой души. Стала она в землю врастать, камнем становиться. И два брата возле неё легли обломками скал.
А мать за ними бежала, сердце в груди держала, чтоб не вырвалось. Подбежала, увидела, как Зюлейка и братья-звери в камень одеваются, сказала:
- Хочу всю жизнь на этот камень смотреть, дочку свою видеть.
И такое крепкое слово было у матери, что как упала она на землю, так тоже -камнем стала.
И так стоят они до сих пор в долине Качи.
А все сказанное - одна правда. Люди часто подходят к камням, прислушиваются. И тот, у кого сердце чистое, слышит, как мать плачет...
Среди населения Бахчисарая и Качинской долины существует много вариантов легенды о камнях Мать и Дочь, В наиболее распространённом из них рассказывается, что красавицы мать и дочь были похищены Топал-беем и за непокорность замурованы им живыми в скале. Через некоторое время неподалеку от дворца бея появились два каменных истукана, из которых по временам показывались загубленные женщины. Боясь возмездия за свои преступления, Топал-бей задумал свалить эти скалы и приказал впрячь в одну из них всех своих лошадей и быков. Когда все было готово и по приказанию Топал-бея погонщики должны были ударить по животным, чтобы натянуть верёвки, из камня послышался женский голос: "Аи, мама, боюсь!" Тогда из дальнего истукана донёсся ответ: "Не бойся, дитя!" - и вмиг все лошади, быки и люди превратились в камни.
Скалы, упоминаемые в легенде, находятся в долине реки Качи недалеко от Бахчисарая.
Б е й - князь, дворянин.
Топал-бей (хромой бей), по словам Н. Маркса - одного из собирателей крымских легенд, - личность не выдуманная. Это был один из влиятельных беев при ханском дворе.
И вот что рассказывают о них.
Жила в деревне девушка, звали её Зюлейка. Хорошая девушка. Всем она взяла - и красотой, и сердцем добрым, и умом ясным. О хорошем незачем долго рассказывать, хорошее само умеет говорить, только увидеть надо.
О глазах можно сказать - хорошие были глаза. А какие хорошие? А вот какие: если на базаре на какого-нибудь мужчину посмотрит, то драка начинается. Каждый говорит: на меня посмотрела. Так дерутся, ни покупать, ни продавать нельзя. Зюлейка и на базар не ездила, боялась.
А что сказать о её губах... Кто видел вишню, когда она зреет, не тогда, когда уже тёмная, а когда только зреет, тот и видел губы Зюлейки.
А что сказать о её щеках... Идёт она по дороге, а куст шиповника цветёт, и закроется он весь, от зависти померкнет, чахнуть начинает.
А что сказать о ресницах... Если на ресницы пшеницу насыпать, а Зюлейка глаза поднимет, на голову зерна взлетят.
А косы у Зюлейки чёрные, мягкие, длинные. И вся Зюлейка высокая, тонкая, но крепкая, ноги легко её несли.
Жила Зюлейка с матерью, бедною вдовою. Никого у них не было - ни брата, ни дяди. Большая мастерица была Зюлейка, вместе с матерью холсты ткала, холсты длинные-предлинные: вдоль пойдёшь - устанешь и тонкие-тонкие: будешь лицо вытирать, будто лучом света прикоснёшься.
Много надо холста ткать, чтобы жить. Много надо белить полотна в речке. А воды где взять? Воды в Каче мало: день бежит, два дня не показывается. Зюлейка была хитрая девушка. Песню запоёт, вода остановится, тоже слушать хочет, как девушка ноет. А внизу все ругаются - воды нет.
А она поёт да белит, поёт да белит, а кончит - домой пойдёт. Воде стоять больше нечего, скорее побежит дальше, все ломает, ничто ее не удержит. Люди говорят - наводнение. Неправда, это Зюлейка песни кончила петь. Вся вода, что слушала её, заторопилась дальше по своей дороге. Хорошая девушка была Зюлейка, умелая, весёлая, певучая.
А жил в долине недалеко от Зюлейки грозный Топал-бей. Его мрачный замок стоял на скале, охраняли его свирепые стражи. Но ничем не был так страшен бей. как своими двумя сыновьями.
Когда родились они, бабушка, которая их принимала, застонала, пожалела мать:
- Что у тебя случилось, словами не рассказать! У тебя два мальчика родились. Радоваться надо, только ты плачь: у обоих сердца нет.
Мать засмеялась. Чтобы ее дети остались без сердца? А она зачем?
- Я возьму своё сердце, отдам по половинке. Материнское сердце не такое, как у всех, пополам на двоих хватит.
Так и сделала. Да ошиблась мать. Плохими росли дети, всегда ругались, спорили, за ножи хватались. Росли жадными, ленивыми, лукавыми. Кто больше всех дрался? Дети бея. Кто больше всех пакостил? Дети бея. А мать их баловала, самые лучшие шубы, самые лучшие шапки, самые лучшие сапоги на них надевала. Но они всегда были недовольны.
Подросли братья, бей послал их в кровавые набеги. Несколько лет гуляли они по далёким местам, домой не возвращались. Только караваны с награбленным добром к отцу посылали, отцовское сердце радовали.
Приехали, наконец, домой сыновья Топал-бея. Не только на руках, на сердце у них кровь запеклась. Научились страшным играм - в людей стрелять, пленных убивать. Затрепетало все кругом в страхе. Тёмными ночами рыскали братья по деревням, врывались в дома поселян, уносили с собой все дорогое, уводили девушек. И ни одна из них не выходила живой из замка Топал-бея.
Ехали братья с охоты через деревню Зюлейки, увидели ее, и решил каждый: моя будет.
- Молчи ты, кривоногий! - закричал один.
- Ну что ж, что кривоногий, - ответил второй, - зато я на два крика раньше тебя родился.
Разъярились братья, кинулись друг на друга. Да отошли вовремя. И сказал один другому: кто раньше схватит ее, того и будет.
Следили братья, как хищные звери, что каждый делает. И пошли оба в деревню девушки. Шли не так, как хороший человек идёт. Хороший человек идёт - поёт, пусть все люди о нем знают. А эти шли, как воры, тихо, ползли, чтоб никто не видел.
Пришли к хижине Зюлейки. Нет там мужчин, защищать девушку некому. Каждый свой дом смотрит, а у Зюлейки нет ни брата, ни дяди.
Слышит девушка, в окно лезут. Она мать крикнула, в дверь выбежала. Ей бы по деревне бежать, а она по дороге бежит, и мать за нею.
Наконец устала Зюлейка, говорит матери:
- Ой, ой, мама, боюсь. Нет спасения нам!
Мать ей говорит:
- Беги, девочка, беги. И не бойся, дитя!
Ещё дальше бежит, ноги совсем устали. Д братья близко, вот они уже за спиной, оба схватили разом, с двух сторон тянут, рвут к себе девушку. Закричала она:
- Не хочу быть в руках злого человека. Пусть лучше камнем на дороге лягу. И вам, проклятым, окаменеть за ваше зло.
Крепкое слово было у девушки, у чистой души. Стала она в землю врастать, камнем становиться. И два брата возле неё легли обломками скал.
А мать за ними бежала, сердце в груди держала, чтоб не вырвалось. Подбежала, увидела, как Зюлейка и братья-звери в камень одеваются, сказала:
- Хочу всю жизнь на этот камень смотреть, дочку свою видеть.
И такое крепкое слово было у матери, что как упала она на землю, так тоже -камнем стала.
И так стоят они до сих пор в долине Качи.
А все сказанное - одна правда. Люди часто подходят к камням, прислушиваются. И тот, у кого сердце чистое, слышит, как мать плачет...
Среди населения Бахчисарая и Качинской долины существует много вариантов легенды о камнях Мать и Дочь, В наиболее распространённом из них рассказывается, что красавицы мать и дочь были похищены Топал-беем и за непокорность замурованы им живыми в скале. Через некоторое время неподалеку от дворца бея появились два каменных истукана, из которых по временам показывались загубленные женщины. Боясь возмездия за свои преступления, Топал-бей задумал свалить эти скалы и приказал впрячь в одну из них всех своих лошадей и быков. Когда все было готово и по приказанию Топал-бея погонщики должны были ударить по животным, чтобы натянуть верёвки, из камня послышался женский голос: "Аи, мама, боюсь!" Тогда из дальнего истукана донёсся ответ: "Не бойся, дитя!" - и вмиг все лошади, быки и люди превратились в камни.
Скалы, упоминаемые в легенде, находятся в долине реки Качи недалеко от Бахчисарая.
Б е й - князь, дворянин.
Топал-бей (хромой бей), по словам Н. Маркса - одного из собирателей крымских легенд, - личность не выдуманная. Это был один из влиятельных беев при ханском дворе.