0
Город в восточной части Крыма, расположен в бассейне реки Чурюк-Су. Первая столица ханского Крыма. Город известен с X в. как Солхат, однако татары называли его Кырым, откуда пошло название всего полуострова.
Старый Крым или Солхат . Наиболее дотошные исследователи истории этого города насчитали около двадцати его имен. Причем, что встречается не так уж и часто, одновременно существовало несколько названий этого населенного пункта.
Российский профессор-филолог А.С. Пулермогог пришел к выводу, что на праславянском языке Солхат - это слово означает «Дом Солнца» или, если дословно, «Солнечная хата». Наиболее часто употреблялись два названия: «Солхат» и «Крым».
В Старом Крыму провёл последние годы жизни знаменитый писатель-романтик А. С. Грин,автор знаменитой повести Алые паруса и романа Бегущая по волнам, дом-музей которого располагается в центре города (ул. К. Либкнехта, 56).
Главными достопримечательностями города являются постройки XIII—XIV веков, когда Кырым был центром Крымского Юрта. Хорошо сохранились до наших дней, ныне действующая, мечеть хана Узбека. Неподалеку находятся развалины мечети Бейбарса, которая считается самой древней мечетью Крыма. В восточной части города расположены развалины монетного двора, караван-сарая и мечети Куршум-Джами. В 5 километрах к юго-западу от Старого Крыма находится армянский монастырь Сурб Хач (Святой Крест) XIV века. Сегодня это действующий монастырь Армянской апостольской церкви. Там же, чуть выше по урочищу находятся развалины другого армянского монастыря — Сурб Стефаноса.
Мечеть Хана Узбека —это архитектурный памятник в городе Старый Крым. Она является старейшей из сохранившихся мечетей полуострова.
В 1314 году в городке Старый Крым строится выдающаяся по архитектурным достоинствам мечеть, получившая название мечеть хана Узбека. Здание мечети и руины так называемого медресе сохранились до наших дней в качестве главных достопримечательностей города Старый Крым.
.
В период правления Золотой Ордой хана Узбека (1312-1342 годы) Солхат, как и все татарское государство, достигает наивысшего расцвета. При Узбеке среди татар широко распространяется ислам, он же повелевает в Солхате выстроить мечеть. Чтобы укрепить новую религию, хан даже прибегает к весьма крутым мерам: по его приказу были убиты шаманы, прежде игравшие в жизни золотоордынцев значительную роль. Мечеть Узбека стала главным мусульманским храмом средневекового Солхата, она была соборной и в 1512-1513 годах при Менгли-Гирее I, о чем сообщал Эвлия Челеби - знаменитый османский путешественник, более 40 лет путешествовавший по Османской империи и сопредельным государствам.
Хочется немного рассказать о человеке, который Повелел воздвигнуть эту благословенную мечеть.
Узбек, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.Узбек - хан Золотой Орды, занял Ханский престол после смерти своего дяди Тохты в 1313 г. На время царствования Узбека приходятся наиболее кровавые эпизоды из борьбы Тверских князей с Московскими.
В качестве государственного вероисповедания он ввёл ислам и преследовал своих языческих подданных, державшихся веры отцов, что вызвало заговор золотоордынских эмиров, зверски подавленный Узбеком. Ему удалось устранить феодальные распри в Орде и вновь возродить великое государство .Власть хана Узбека имела высшую силу во всех его землях
Эпоха Узбек-хана отмечена культурным подъёмом и широким городским строительством. Узбек-хан много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. Очевидцы говорили, что путь караванов из Хорезма в Крым составлял всего 3 месяца, причем не было нужды брать проводников или везти корм для лошадей, так как все необходимое можно было приобрести за разумную плату у населения.
Немалое значение новый хан придавал городам – с его именем связано строительство как новых, так и украшение старых городов. Столица была официально перенесена из Сарая в возведенный Сарай аль-Джадид. Развитие городов было связано с большим поощрением внешней и внутренней торговли.
Узбек поддерживал дипломатические отношения с Византией, Индией, странами Западной Европы. Были возобновлены взаимоотношения с мамлюкским Египтом. Вступил в династический брак с византийским императором Андроником младшим, женившись на дочери последнего, а также вступил в родственный союз с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом, за которого была выдана племянница Узбек хана царевна Тулунбай.
Однако на самом деле все было не так гладко, как казалось извне.
Узбек, оставивший по себе память блестящего, властного и амбициозного государя, на самом деле был крайне неуравновешенной и капризной личностью. Он постоянно находился под влиянием своих приближенных и, как следствие, часто менял свои взгляды и позиции в зависимости от того, кто в это время подсказывал ему, как надо поступать. Иногда его охватывали приступы ярости, во время которых он совершенно не контролировал своих действий. Так, однажды, разгневанный тем, что его союзник египетский султан ан-Насир отказал ему в военной помощи, хан убил египетского посла – генуэзца Шакрана, одного из приближенных султана.
Непредсказуемость и непоследовательность Узбека проявлялись даже в его семейной жизни. Так, например, поначалу он оказывал предпочтение свой супруге Байалун – внебрачной дочери византийского императора Андроника II Палеолога, которая стала его женой после смерти Токты. Однако когда ханша отказалась изменить христианству и перейти в ислам, Узбек резко охладел к ней и даже лишил ее брата Байдемира наместничества в Хорезме. Недовольная отношением мужа, она решила оставить его. В 1333 г., узнав, что арабский путешественник Ибн Баттута, находившийся в этом время при дворе Узбек-хана, намерен посетить Константинополь, Байалун попросила у хана разрешения поехать с ним, чтобы повидать отца. Однако, оказавшись в Византии, ханша осталась там и уже не вернулась в Орду. Новой любимицей Узбека стала Тайдула (Тай-Тоглу-бегим), подарившая ему двух сыновей-наследников – Тинибека и Джанибека. По сведениям арабских путешественников, длительное расположение к ней столь непостоянного в своих предпочтениях Узбека было связано с физиологическими особенностями ее тела. Пикантные подробности привел арабский путешественник Ибн Баттута: «Султан любит ее за одну свойственную ей особенность, которая (состоит) в том, что каждую ночь он находит ее как бы девственницей».
Большинству иностранных государей, в частности, не было известно, что в 1339 г. против хана Узбека был составлен заговор, в котором приняли участие не только ордынцы, но и иностранцы-христиане: они осадили хана в собственном дворце и пытались ворваться внутрь, отвлекая охрану специально устроенным пожаром. Заговор не удался, а большинство его участников было схвачено и предано казни. Однако сам факт покушения на жизнь хана в его собственной резиденции свидетельствует, что «великолепный и могущественный» Узбек не мог доверять даже своему ближайшему окружению!
Почти тридцатилетнее правление Узбека стало эпохой величайшего напряжения сил и невероятных затрат ресурсов – денежных, материальных, человеческих.
1340 г. Узбек умер. В продолжение своего 27-летнего царствования Узбек способствовал, сам того не замечая, усилению Москвы и таким образом подготовил сильного врага Золотой Орде. По примеру своих предшественников, Узбек не только не преследовал православное духовенство, но сохранил за ним все льготы, данные первыми ханами и подтвержденные известным ярлыком Менгу-Темира .
Не так давно мечеть Узбека была отреставрирована и вновь выполняет свое прямое предназначение, являясь действующим мусульманским храмом — одним из самых почитаемых в Крыму.