Древние рабы строили вечные дороги, которые вели в Вечный Рим.
А мы вечно строим дороги, которые вечно ведут... сами знаете куда.
. Все дороги ведут в Рим - Поговорка времен раннего Средневековья.
Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,
баснописцу Жану Лафонтену (1662 —1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта.
Самая древняя «цивилизованная» дорога появилась в Крыму во II в. до н. э. и была построена римлянами. Она называлась «виа Милитари» (Военная дорога) и соединяла два римских гарнизона, стоявших в Херсонесе (около современного Севастополя) и Хараксе (на мысе Ай-Тодор, где ныне расположено всем известное «Ласточкино гнездо»).
2600 лет назад на берегах Крыма появились первые греческие переселенцы. Благодаря грекам Таврида стала важным пунктом на пути межконтинентальной торговли между Европой и Азией, а плодородные земли и море, наполненное рыбой, давали обилие товаров местным жителям.
Греки оставили в истории Крыма яркие, заметные следы — это и культура, и остатки городищ, на месте многих из них сегодня процветают современные города и поселки. Создав сказочные условия на небольшом полуострове, греки стали подвергаться нападениям со стороны Римской Империи. Римляне видели каких успехов достигли эллины на новом месте, кроме того, Боспорское царство, состоящее из объединенных греческих полисов, стало создавать угрозу для великой Империи.
Во времена первой боспоро-римской войны в 40-х гг первого века нашей эры римляне впервые побывали на Крымском полуострове, захватить лакомый кусочек земли им удалось только спустя 20 лет, после поражения боспорского царя Митридата VI. Также основанием присутствия римлян в Крыму была официальная просьба жителей Херсонеса помочь им в противостоянии регулярным набегам на город скифских племен.
Римские дороги – выдающееся достижение строительного искусства. Каменная или плиточная мостовая укладывается на особой прочной подстилке из чередующихся слоев песка, щебня, мелких камней и глины, укреплялась стоками для ливневьй вод.

Римляне избегали многочисленных поворотов и крутых подъемов. Не останавливаясь перед проведением больших работ они выпрямляли повороты, пробивали тоннели в возвышенностях, в низинах.
Изначально дороги строились в военных целях, но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи.
Много неудобств в то время доставляли дожди, выносящие на грунтовые дороги камни или попросту смывавшие их. От первой напасти римляне решили спастись высоким бордюрным камнем, а от второй – организацией продуманной дренажной системы.
Для этого полотно дороги не только возвышалось на 40-50 см над местностью, но и имело в разрезе покатую форму, из-за чего на ней никогда не бывало луж. Дренажные канавы по обе стороны от проезжей части отводили воду, не давая ей ни единого шанса начать размывать основание.

Строили основные римские дороги не рабы и даже не наёмные рабочие. Наряду с большинством укреплений, дорога рассматривалась как военный объект, поэтому строилась силами армии (но не на её средства, конечно же). Этим можно объяснить невероятный запас прочности, рассчитанный на агрессивное обращение.
Общественные дороги строились на земле, принадлежавшей государству и на государственные деньги. Однако часто налогами на строительство таких дорог облагались города, к которым эти дороги вели, или крупные собственники, через чьи земли эти дороги прокладывались. Чаще всего они назывались по имени того человека, кто предложил построить данную дорогу (примеры: Via Agrippa (Агриппиева дорога) — по имени Марка Випсания Агриппы, Via Domitia (Домициева дорога) — по имени консула 122 года до н. э. Гнея Домиция Агенобарба).
Многие римские дороги сохранились до наших дней, и это лучшее свидетельство того, что к их строительству подходили основательно. В других местах время не пощадило творения античных строителей, но там, где когда-то маршировали легионы, проложены современные трассы.
Давно изменилась технология изготовления дорог, аналогичных римским. Давно не применяются добавки растительного происхождения, но конструктивный принцип построения многослойных дорог и последовательность их исполнения остались такими же, как и два тысячелетия назад. Следует также отметить исключительную долговечность древнеримских дорог, многие их которых сохранились до наших дней не только в Италии, но и во многих других странах, в том числе, и в древних городах Северного Причерноморья.
Календская тропа или Старая римская дорога начинается в Байдарской долине возле села Подгорное. Ее название дано от старого имени этого села – Календа. Ведет эта дорога к Чертовой лестнице (Шайтан-Мердвен).
Когда-то это была знаменитая римская дорога, именуемая via militaris, которая связывала Херсонес и Харакс. Дорога пересекала Байдарскую долину, затем шла по склону горы Синмалых и вела по невысоким горам, а на крутых склонах прокладывалась серпантинами, и приводила в село Морозовку. Дальше вдоль Черной Реки и Долины Кара-Коба, откуда спускалась в Херсонес.
Название Календа в переводе с тюркского языка значит – «крепость спустилась» или «спустившаяся крепость». Есть даже предположение, что у начала Календской тропы также когда-то располагалась крепость и может быть именно поэтому люди, проходившие мимо, именно так называли путь.
Это довольно широкая вьючная дорога, которая даже в некоторых местах вымощена добротными булыжниками.
Начинается она у села Родниковское рядом со Скельской пещерой. Дорога поднимается в горы, часть ее вырублена в скале. В километре от начала дороги сохранились опоры мостика. Этот виадук ни чем не примечателен, кроме того факта, что это единственный римский мост в Крыму. Дальше дорога несколько километров проложена по дну ручья и вымощена булыжником. После подъема на Ай-Петри дорога поворачивает в сторону Ялты и постепенно теряется в камнях и траве. В древности она была проложена до перевала Гурзуфское седло, где спускалась в римскую крепость Гурзувиты. Очевидно, были и другие спуски на южный берег Крыма, в частности, в другую римскую крепость Харакс в Мисхоре. Сейчас это перевалы Эски-Богаз, Ат-Баш, Мисхор-Богаз, Никитский, а так же тропы Таракташская и Озенбашская.
Участки древней дороги лучше всего видны на яйле до Кильсе-Буруна - где четко просматриваются колеи, врезанные в скальную поверхность колесами повозок. На тропе можно найти осколки средневековой керамики, некоторые из которых датируются I веком нашей эры. Нет сомнений, что сам путь существовал и до прихода римлян, однако легионеры, укрепили и проложили здесь настоящую дорогу.
Сравнить дороги Древнего Рима и современные асфальтовые шоссе – значит сравнить швейцарские часы с дешевым некачественным аналогом. Они были чрезвычайно прочными и крепкими и действительно создавались на века.
PS
Почему в России плохие дороги, почему в России плохо строят дороги?
Полнейшая методологическая безграмотность: современных методов проектирования дорог нет, законы строительства дорог не выполняются, правила строительства дорог не разработаны, нормы строительства дорог не приняты. Без хороших дорог экономика не будет эффективной.
Римляне очень грамотно (считаю, что опыт римлян надо изучать) использовали пространство, а главным критерием они выбирали время движения транспорта. Так, если на пути встречался холм – делалась выемка в грунте, встречалась гора – делался туннель, встречалась пропасть – строился виадук.
Таким решением римляне добивались, чтобы дорога была ровной по горизонту, чтобы не было подъемов и спусков. Они понимали, что лошади не смогут бежать рысью как под гору, так и в гору. Поэтому, например, император Август мог проехать по такой дороге на колеснице до 150 км в сутки.
А что представляют наши автомагистрали, кто в них закладывал требования по углам спусков и подъемов. В названном документе 1985 года говорится, что за столько-то метров до ручья и после ручья надо отсыпать насыпь.
Поток движущегося транспорта на наших дорогах - это сплошные остановки, замедление скорости движения легковых машин за движущимися на подъем фурами.
Пространство и время – две тесно связанные категории. Представим себе, что дорога построена по примеру римской дороги, то есть идеально ровной по горизонту. Тогда весь транспорт поедет с одинаковой скоростью (80 км в час) и теоретически (если все водители дисциплинированные) не надо делать еще одну полосу движения и такую дорогу можно отнести к дороге первой категории по признаку времени движения.
Доктор военных наук, профессор Чернышов Михаил Михайлович